Age of Empires 3
Эту игру знают многие поклонники жанра стратегий в реальном времени, по скольку самая первая часть вышла в 1997 году. Спустя 8 лет Ensemble Studios вернулась с третьей частью Age of Empires.
Действия игры Age of Empires 3 разворачиваются в Новом свете, что позволяет игрокам управлять различными европейскими нациями, начиная с эпохи открытий и вплоть до индустриальной эпохи. Восемь играбельных наций сражаются в самых разных географических регионах — от болот Флориды до снежных перевалов Скалистых гор. Игроки могут вербовать различные индейские племена и захватывать контроль над различными торговыми маршрутами. Материальная и технологическая поддержка будет представлена родным городом игрока в Европе.
Кампания из 24 миссий очень хорошо продумана в плане структуры. Разделенная на 3 больших акта, она рассказывает историю трех поколений семьи Блэков. Вначале сам Морган Блэк, рыцарь Ордена Святого Иоанна, мчится в Новый Свет, чтобы помешать испанцам захватить могущественное чудо природы. Затем внук Моргана Джон и его союзники из числа коренных американцев оказываются в событиях Семилетней войны. Последний акт показывает внучку Джона Амелию, как главу железнодорожной компании, направляющейся на запад.
Смысла описывать полную историю событий нет, так как игрокам будет лучше самим изучить ее, проходя кампанию игры, однако стоит заметить, что учить реальную историю мира по этим событиям и персонажам определенно не стоит, тем более миссии иногда теряют нить повествования сюжета и почти всегда вам нужно будет просто уничтожать всех противников во всех трех актах в кампании. Если вы хотите запомнить весь сюжет всех актов и собрать его в единую картину, то это не будет очень сложно, но от вас потребуется всю игру следить за событиями в каждой из миссий и в дополнительных заданиях.
Описывая сюжет данного проекта, приятно видеть игру, которая охватывает эту эпоху военных действий, не ссылаясь ни на Наполеона, ни на Американскую революцию. Не смотря на то, что они оба являются благодатной почвой для разработчиков стратегических игр, на этот раз Ensemble Studios решила не спекулировать на данных персонажах. Встреча с Вашингтоном и Боливаром и участие в Семилетней войне добавляет немного аутентичности и разнообразия. С другой стороны, некоторые идеи создателей сюжета, например поиск русских в Колорадо могут заставить игроков удивленно чесать голову. Еще один факт того, что не стоит сильно доверять сюжету и принимать его за чистую монету.
Разнообразие миссий довольное неплохое. Существует множество оборонительных миссий, в которых вы должны защитить какое-то сооружение или целый город от нападения врага. В других случаях вам придется уничтожать или захватывать ключевые постройки. Также есть множество других целей: спасение захваченных поселенцев, захват торговых постов, освобождение поселений коренных американцев и целый ряд других задач. Более того, многие миссии сочетают в себе множество этих целей одновременно. В то время как большинство миссий позволяют вам построить базу и начать собирать ресурсы, есть некоторые миссии, в которых вы должны справиться с определенным количеством войск без возможности создавать дополнительных юнитов.
Вне однопользовательской кампании Age of Empires 3 имеет поддержку довольно простого многопользовательского интерфейса. С помощью нескольких простых щелчков вы можете сыграть с другими игроками. Поиск и присоединение к играм удивительно просты, и есть широкий выбор вариантов на разный вкус. Различные начальные эпохи и уровни ресурсов позволят игрокам вступать в игру настолько продвинутую, насколько они захотят. Искусственный интеллект время от времени использует несколько насмешек, чтобы "как бы" копировать личность человека-игрока.
В целом искусственный интеллект очень сильный. Вы можете найти некоторые недостатки компьютера, но по большей части компьютер знает, как создать хорошую армию и как ею управлять. В то время как компьютерные противники в некоторых RTS играх время от времени посылают одиночных юнитов, чтобы сохранить интерес, компьютер в Age of Empires 3 склонен больше полагаться на группы юнитов и вряд ли когда-либо будет использовать их в качестве бессмысленных смертников. Во многих играх компьютер отлично принимает решения, когда атаковать, а когда лучше отступить. Единственным реальным слабым местом компьютера является его тенденция оставлять некоторых своих поселенцев слишком изолированными (поскольку поселенцы больше не приносят добытые ресурсы в ваши здания, игрокам-людям также сложно следить за тем, где находятся их поселенцы).
Спектр технологий и устройств здесь относительно широк. В ранние века игрокам придется обходиться войсками, которые очень похожи на средневековый набор из Age of Empires 2. Со временем арбалеты уступают место мушкетам. Вскоре игроки будут выставлять длинные ряды мушкетеров и использовать минометы для бомбардировки вражеских башен. Хотя может показаться, что некоторые типы юнитов избыточны, вы обнаружите, что каждый тип играет определенную роль на поле битвы. Как и в других играх Эпохи, у вас будет множество кавалерии и пехоты в дальнем и ближнем бою, а также множество артиллерийских подразделений. Выявление встречных единиц и создание сбалансированных сил так же важно, как и знание, где и когда нанести удар по врагу.
Как и в других играх серии Age, военно-морской элемент игры служит просто для поддержки сухопутных сражений. Горстка кораблей и морских технологий не предлагает много вариантов. Вы обнаружите, что военно-морская сторона игры довольно интересна на ранних этапах, когда вы имеете дело с пиратами и преследуете своих врагов через Атлантику. Как только вы начнете сражаться на американском континенте, вы не будете сильно скучать по морскому аспекту игры.
Как и в других стратегиях в реальном времени здесь у ваших войск также бывают проблемы с поиском оптимального пути. Огромные формирования могут легко найти свой путь через самые густонаселенные поселения, но иногда отряд одного героя, похоже, не может найти выход из середины пехотной линии. Есть случаи, когда поиск пути слишком хорош. Подразделения могут предсказать лучшие маршруты через лабиринт, даже когда большие части этого лабиринта еще не были обнаружены (не разведан туман войны). Это наиболее показательно во время миссий, когда вы ведете небольшую силу через ряд извилистых каньонов. Пока вы нажмете на их конечный пункт назначения, они проберутся через лабиринт с помощью неправильного пути.
Дополняя тему поиска оптимального пути, иногда кажется странным, что вы не можете выбрать одну единицу из группы, нажав на их портрет в нижней части экрана. Попытка вытащить конкретную героическую единицу из большого формирования должна быть легче. К счастью, в игре есть возможность игнорировать любые не боевые юниты, когда вы нажимаете и перетаскиваете, чтобы выбрать группу. Это помогает удержать ваших поселенцев от ваших солдат и не объединять их в один отряд.
Age of Empires 3 также вводит некоторые новые элементы — родные города, местные племена, торговые пути и тому подобное. В отдельности ни одно из этих явлений не является глубоким нововведением, но их совокупный эффект придает игре ощущение свежести и усиливает привлекательность основной идеи игры.
Игроки могут посетить экран "Родной город", чтобы запросить самые разные грузы — ящики с ресурсами, солдат, поселенцев или военные и экономические улучшения. Количество и тип бонусов, которые вы можете получить, зависит от количества опыта, полученного во время миссии, и уровня развития вашего городского центра. Это придает еще больший интерес когда новые, более мощные типы поставок открываются позже в игре, это позитивно влияет на игровой баланс. Возможность получить 13 мушкетеров в конце миссии так же важна, как и получение двух поселенцев в самом начале. В перерывах между миссиями вы сможете приобретать новые типы бонусов, предоставляя вашему городу еще больше возможностей для поддержки.
Что делает ваш Родной город наиболее привлекательным, так это то, что он позволяет игрокам усиливать отдельные аспекты своей игры на лету. Если вам нужно заранее увеличить ресурсы, вы можете отправить ящики с деревом, золотом или едой прямо в центр города. Если вы предпочитаете создавать ресурсы в долгосрочной перспективе, вы можете использовать технологию, позволяющую быстрее собирать определенный ресурс. Если ресурсы не являются проблемой, вы можете рассмотреть вопрос о доставке технологии, которая позволяет вам обучать юнитов быстрее. Если вам нужны юниты и у вас мало ресурсов, вы можете просто отправить несколько пехотинцев. Хотя Age of Empires 3 на самом деле не позволяет быстро создать армию и задавить врага на начальном этапе, раннее улучшение вашей экономики или технологий действительно может дать вам преимущество.
Общение с племенами коренных американцев также дает вам преимущество перед вашими противниками, особенно если вы сочетаете эту стратегию с некоторыми ключевыми улучшениями коренных американцев в вашем родном городе. Даже если вы выберете этот подход, объединение своей армии с племенем коренных американцев просто даст вам несколько дополнительных типов юнитов. Ваш торговый пост в основном служит бараком другого типа, а не другим поселением. Как ни странно, индейские племена почти никогда не относятся к вам враждебно. Просто создайте торговый пост, и они сразу же предоставят вам доступ ко всем их типам войск и технологиям. Хотя вы можете уничтожить торговый пост противника, игроки не могут уничтожить (или даже атаковать) поселения коренных американцев.
Есть много других возможностей получить преимущество. Торговые маршруты пролегают через многие карты, а торговые посты расположены через определенные промежутки времени по маршруту. Игроки могут претендовать на эти посты и получать от них регулярные выплаты за ресурсы. Как и большинство аспектов игры, вы можете модернизировать даже эти торговые пути, превращая простые вагоны в большие грузовые поезда. Если вы достаточно продвинуты, вы даже можете выбрать, какие ресурсы будут доставлены в вагоне или поезде, что даст вам возможность увеличить объемы поставок.
На картах также можно найти множество маленьких сокровищ. Они всегда охраняются группой враждебных юнитов, таких как преступники, волки, медведи и другие. Если вы можете устранить защитников, вы можете получить награду с помощью ваших героев. В некоторых случаях вы просто получите небольшую добавку к ресурсам. В других случаях вы можете получить новых юнитов. В отдельных случаях ваши юниты получают какие-то бонусы за способности. Хотя эти маленькие сокровища не являются жизненно важными, они помогают добавить немного красок и азарта в игру.
Говоря о красках и азарте, Age of Empires 3 выглядит неплохо для RTS игры. Здесь нет ни огненных шаров, ни лазерных взрывов, но художники проделали большую работу, максимально используя здесь исторический исходный материал. Здания чудесно детализированы, юниты одеты в разноцветную форму, дым от залпов мушкетов, брызги пушечных ядер в воде — все эти эффекты создают совершенно правдоподобную визуальную презентацию тех времен.
Особенно хорошо выглядят водные эффекты и освещение, вы не сможете это сказать по скриншотам, но эти два аспекта визуальной привлекательности игры выглядят очень естественно во время действия игры. Видя длинные тени группы марширующих войск или наблюдая за мелкой рябью воды, когда паруса кораблей вашего противника сдуваются, действительно оживляет игру. Взрывы также довольно хороши, но фактическое разрушение зданий кажется немного заскриптованным. Зная, что башня в центре города всегда будет падать одинаково в одном направлении, каждое уничтожение такой постройки немного уменьшит ваши эмоции и ощущения.
Подразделения двигаются и сражаются очень естественно. Очень интересно наблюдать, как войска, вооруженные мушкетами, прекращают стрелять и начинают вбивать свои штыки в приближающуюся кавалерийскую группировку. Вы также заметите, что экипажи пушек будут перезаряжать и выстреливать каждый выстрел. Естественно, вы не можете тратить слишком много времени, оценивая мелочи, когда бушует битва, но все равно стоит время от времени заглядываться на такие вещи.
У вас будет гораздо больше свободного времени, чтобы посмотреть потрясающие видеоролики. Хотя отдельные миссии начинаются с игровых роликов, в начале и в конце каждого акта есть отличные видеовставки. Производственные показатели здесь очень высоки с отличной постановкой, освещением и отличной детализацией в целом.
Хотя проработанная физика в играх — обычное явление, здесь она также хороша, как для стратегии в реальном времени. Как замечательно во время игры видеть, как рушатся деревья, когда пушечный огонь накрывает часть леса, а сами разлетающиеся в разные стороны деревья, похоже, не вредят ни одному юниту, на которых они попадают. То же самое касается огромных кусков зданий, которые отваливаются от пушечного огня. В то время — это сделало бы игру немного более сложной, наличие юнитов, не затронутых этими визуальными элементами, немного расслабляет.
Звуки в Age of Empires 3 довольно хороши, но они не выделяются отдельно от графики или игрового процесса. Музыка и диалог хорошо дополняю сюжет и действия в игре, а звуковые эффекты добавляют немного важности в битвах. Есть один недостаток со звуком — это то, что не хватает голосовых сигналов (например "На ваши войска напали" или "Ваши поселенцы под угрозой"). Вам постоянно нужно будет отслеживать все ваши подразделения, потому что они не будут предупреждать вас, если, скажем, ваших поселенцев пожирают волки, а вы заняты выяснением, где построить свою церковь.
В заключении можно сказать, что Age of Empires 3 великолепно сбалансированная и отточенная игра. Исключая несколько нюансов в интерфейсе, весь дизайн безупречен. Каждый новый выпуск серии Age of Empires добавлял что-то новое и создавал некие миксы из новых вещей и хорошо забытых старых концепций. Но в то время как Age of Empires 2, казалось, фокусировалась на количестве, Age of Empires 3 жертвует некоторыми юнитами и цивилизациями, чтобы сделать весь остальной опыт намного более интересным.
Графика, безусловно, первое, что вы заметите в Age of Empires 3. Хотя к ней определенно быстро привыкаешь и забываешь, реальная привлекательность заключается в самом игровом процессе. Дизайн юнитов и диапазон возможностей как в одиночной, так и в многопользовательской миссиях, несомненно, не дадут вам заскучать. В кампании не было ни единого медленного момента начиная с того, как возглавить оборону Мальты вашими рыцарями до обеспечения защиты торговых путей от конкурирующей железнодорожной компании несколько столетий спустя.